ВЗРОСЛАЯ ИГРА В "ПОПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПАЛОЧКИ". Это про нас. Про всех. (Ну почти...). Именно так мы учим детей письму. Плохо разбираемся в чистописании. Но любим умничать, делать вид... Перечитайте эту сцену из "Двух капитанов". Или посмотрите в фильме. Конечно, все учителя допускают ошибки. И, конечно, легче всего советовать, чем самому провести урок. Но всё же давайте посоветуем Гаерам Кулиям. (Нам с вами). Прежде всего надо усадить ребёнка так (поставить лампу так), чтобы тень не закрывала тетрадь. "Парта", положение тела, осанка, — тоже имеют важное значение. (В Гимназии Карла Мая парты регулировались, подлаживались под каждого ученика, учитывая его рост, телосложение,...). Большая ошибка в том, что мы недооцениваем рисование. Именно рисование является лучшей подготовкой к письму. И если ученик Саня Григорьев хочет рисовать, нужно возблагодарить бога за такую удачу. Пусть порисует. Пусть отведёт душу! А в конце мы попросим его написать имя художника и название картины. И скажем, что это необходимо. Заинтригуем. "Все художники так делают"! Если он ещё не знает букв, мы покажем буквы. Пусть изобразит их как сможет, а если какие-то не сможет, мы сами напишем. (Или напишем детской рукой). Такое обучение намного интереснее, полезнее, эффективнее, чем "палочное". Но палочки тоже имеют смысл. Этот смысл очень простой: от простого — к сложному. Сначала довести до совершенства отдельные штрихи, простейшие детали букв, а потом переходить к буквам, слогам, коротким словам,... Хорошо отработать, чтобы каждый "шажок" получался быстро, легко... И ещё, надо бы с удовольствием... Но удовольствия не будет! Потому, что "палочки" — скучны! Вот если бы они были разные... Большие, маленькие, густые, редкие, с малым наклоном, с большим наклоном, правым, левым, строчка таких, строчка других, — они были бы хоть немного интереснее. Но Гаеру Кулию нужны исключительно "попендикулярные". Когда-то давно одинаковые палочки решали и другую задачу. Они подготавливали к написанию одинаковых букв. Чтобы формировались однообразные почерки. Чтобы легче было читать рукописи. Но мы уже давно не читаем рукописи. Поэтому нет никакого смысла учить всех единому рукописному стилю. Нужно учить ребёнка держать ручку тремя пальчиками. Держать нежно. И чтобы он не давил всё время на бумагу, а научился делать лёгкие касания пером. Нажал, отпустил, нажал, ослабил,... Чтобы научился разворачивать тетрадь, — чтобы удобно было передвигать руку вдоль строки. Научился бы разным приёмам, разным движениям. Короткие слова можно писать одними пальцами, немного поворачивая кисть. Другая техника — писать только кистью. (Как делает большинство людей). Но можно не двигать кистью, а выводить буквы всей рукой. При такой технике рука должна быть максимально свободна. Она не ложится на стол, а как бы приподнята, подвешена. При этом стол должен быть ниже, чем обычно. Эти упражнения похожи на игру и поэтому интересны. Они помогут ребёнку познать себя, свою руку, своё тело, свои возможности. Чтобы потом самому, с пониманием и умением, создавать свой любимый, неповторимый почерк. А какое забавное упражнение — передвигаться вдоль строки не двигая рукой, а качаясь всем телом, переваливаясь на ягодицах слева направо! Хорошая гимнастика! Это очень важно, — научить ребёнка делать во время занятий весёлую гимнастику! И ведь это совсем не трудно. Здесь вообще нет ничего трудного. Взял карандаш, провёл пару линий, — получилась картинка под названием "буква"... Но я же Гаер Кулий! Мне нужны "попендикулярные палочки", — муки адские!

Теги других блогов: образование рисование письмо