КАЛЛИГРАФИЯ, ПИСЬМО, МИСТИКА.
Мистика туманна. И не дружит с разумом. А я люблю простые, понятные, логичные вещи. И в области каллиграфии люблю всё прояснять. Но вот, познакомил с каллиграфией друга. (Известный бард). Он посмотрел, почитал, подумал... И сказал, что в каллиграфии есть что-то медитативное, значит, мистическое. И, конечно, он прав. В каллиграфии, как в изобразительном искусстве, что-то такое есть. Но моя тема — детское письмо. В котором, конечно, есть элементы каллиграфии. Значит, это возможно — говорить о мистике в детском письме. Но сейчас хочу лишь коснуться этой темы, рассмотрев одно мнение, которое встретилось в старых прописях: "Кто-то (или что-то) заставляет нас наклонять буквы. Этим нас нагибают". Здесь речь о тёмных силах, тайном заговоре и т. п. Но прежде скажу важное замечание об авторе. Есть автор Сергей Абакшонок. Которому можно задать вопрос. И он даст ответ. Или будет искать ответ, пока не найдёт. Но неизвестному автору невозможно задать вопрос. Кто он? Что он? Здоровый человек? Или больной? (Склонность к эзотерике может быть проявлением болезни).
Когда-то давно люди придумали буквы. Совершенно прямые, без всякого наклона. И несколько тысячелетий писали прямо. "А потом, вдруг, откуда ни возьмись, появился этот дьявольский наклон". Так подумал человек, склонный к мистике. Несколько лет я искал в книгах ответ на вопрос о происхождении наклона. И не нашёл прямого ответа. Но если внимательно, шаг за шагом, рассматривать историю письма, то ответ проясняется. К наклону привёл ряд факторов: строение руки, письмо горизонтальными строчками, мелкими буквами и с ускорением. А почему есть только правый наклон, а нет левого — это уже наша дорогая мистика. Точнее, — суеверие: "правой рукой пишет бог, а левой — сами знаете"... Когда я сказал, что в древности люди писали прямо, — это не совсем так. Мне запомнилась одна египетская рукопись. Написанная, конечно же, прямыми иероглифами. Но если внимательно рассмотреть, то можно увидеть, что многие вертикальные линии имеют еле заметный наклон вправо. Может художника кто-то наклонял? Лично я дал бы простое, рациональное объяснение. Те иероглифы писались не так строго, как мы сегодня заставляем детей писать буквы в прописях.
Тот художник, египтянин, был правшой. Его свободная рука хотела совершать движения, как ей было удобнее. Правой руке легче вести линию с наклоном вправо. Так и проявился в этой рукописи наш любимый правый наклон.
А теперь главный вопрос: КАКОМУ ПИСЬМУ ЛУЧШЕ УЧИТЬ ДЕТЕЙ, прямому или наклонному? И я сейчас на него отвечу. Только сначала скажите мне, как вы хотите учить детей: по-умному, по-традиционному,
по-глупому или вам всё-равно? Знаю, что вы хотите учить вашего ребёнка так, как лучше, как полезнее, для образования и для здоровья. Поэтому советую предложить ребёнку самому выбирать стиль письма. А маме советую не навязывать стандартный образец, а объяснять (и демонстрировать) ребёнку, что левый наклон удобен для левой руки, правый наклон удобен для правой, это если писать очень быстро, как пишут взрослые, но можно писать и прямо, "а ты САМ ПРИДУМЫВАЙ СВОЙ ПОЧЕРК, потому что каждый человек пишет своим собственным почерком, давай объясню тебе, что такое почерк... о, это очень интересно" !