МЕХАНИКА ПИШУЩЕЙ РУКИ.
Мне тоже не нравится такое название. Пожалуй, лучше: "Движения пишущей руки". Ведь это невозможно описать математическим языком. Ну нет слов у нашего письма. Потому, что на уста Каллиграфии была наложена печать молчания. И с тех пор она завидует Балету, у которого есть собственный язык: "Баттю, соте, флик фляк,..." И всё же попытаемся найти нужные слова.
Начнём с главного движения. Это "Кистевое движение". Почему основную работу мы выполняем кистью? Потому, что маленькие буквы на столе удобнее всего писать именно так. И потому, что кистью мы можем делать самые быстрые движения. (Например, тремоло на балалайке). Именно кистью мы рисуем палочку, самую важную линию, самую главную деталь буквы. И с палочки начинаем обучение письму. Думая, что это самая простая линия. И тут мы ошибаемся. Самая простая линия — дуга. Похожая на круглую скобку. Только наша дуга менее закруглённая. (Правая рука пишет открывающую скобку, левая — закрывающую). Или она похожа на очень худенькую букву "С", у которой нет загнутых концов. Это правой рукой. А левой пишем простейшую линию, как "Э" только без горизонтальной штучки. Теперь переходим к очень интересному движению. Его никто не замечает. Но без него письмо вообще не получается. Потому, что для письма недостаточно писать буквы. Нужно ещё передвигать перо вдоль строки. Чтобы каждая новая буква располагалась на новом месте. В древности первую строку писали слева направо, вторую строку справа налево, потом снова слева, и так далее. Наверно, чтобы не делать холостых движений. Потом перестали так делать. Наверно решили, что такое письмо не удобно читать. И как же мы можем выполнять это "Строчное" движение? Пару букв можем написать одними пальцами. Работая только кистью, можем написать пару слов. Но всю строку кисть не захватывает. Помню, в школе нас мучили быстрыми диктантами. А я не успевал. И не знал как ускорить. Заметил, что сосед по парте пишет быстрее. Оказалось, что у него получалось быстрее оттого, что буквы у него были узкие, и между передвижениями он писал больше букв. (Эту историю много раз рассказывал). Большинство людей передвигаются вдоль строки "Циркульным" движением предплечья. (Локоть — игла циркуля). Но это движение тоже дуговое, а строчка — прямая. Поэтому немного изгибаем кисть, и от этого первая буква строки получает наибольший наклон, а последняя наименьший. Ещё передвигаться по строке можно всей рукой. Но так мы делаем очень редко. И, наконец, можно передвигаться всем телом. Так мы вообще никогда не делаем. И зря. Это замечательная гимнастика! Здорово разгоняет кровь. И прекрасный отдых. Попробуйте. Вам понравится. Спина прямая. Руки свободны, и, главное, не прижаты к столу. Переваливаемся с ягодицы на ягодицу, и передвигаемся вдоль строки. Детям лучше показать все движения. Это вызовет интерес. А может и сами начнут изобретать "механику". И, в заключение, рассмотрим движение, с помощью которого пишем запятую. Оно похоже на закручивание винта отвёрткой. И оно — самое самое быстрое. Потому, что запятая — это пустяк, на который мы не хотим тратить много времени. Тут важно отметить, что обычную запятую, с хвостом, закрученным влево, мы можем закручивать только правой рукой. А левой удобнее закручивать хвост вправо. Сейчас подумал, что может не стоит так подробно всё это рассказывать. Ведь ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ САМ ВСЁ ЭТО УВИДЕТЬ и ПОНЯТЬ. Достаточно всего-лишь понаблюдать за своей рукой. Хотя, нет, недостаточно. Нужно ещё иметь интерес.
У вас есть интерес?